Я постепенно разбираю домашнюю библиотеку, которая в силу обстоятельств оказалась довольно надолго заточена в коробки. В одной из них лежит сборник стихов Гарольда Эль-Регистана, и там чудесное стихотворение о творческих муках поэта-песенника, по совместительству — отца семейства, но ума не приложу, где именно лежит книга. В сети я этого стихотворения не нашла, зато нашла другое, которое немного перекликается с тем, что написал английский друг-поэт (он ничего не знает об Эль-Регистане, но, как можно понять, тема ухода женщины является неизменным источником вдохновения: Блок, Есенин, Эль-Регистан, Слатчер…). Что я люблю в советской поэзии, это способность просто, емко, но возвышенно рассказывать об обыденных вещах. Уже знакомая тема несовпадения жизненных укладов и целей приобретает социальную окраску: лирический герой, поэт, не только не может стать обычным мужем, он и обычным строителем светлого будущего стать не может. Этот ранимый хранитель Слова, Дон Кихот от поэзии, настойчиво возвращается туда, где он ощущает себя в безопасности и покое, — в бесконечное путешествие вдаль от всего, что связывает его с повседневным.
Гарольд Регистан — Уходит женщина
Сидим, молчим, пробило семь,
По комнате лишь сумрак бродит.
Уходит женщина совсем.
Я не держу – пускай уходит.
Как медленно она встает,
Как медленно шагает к двери.
Она в уход еще не верит,
Она еще спиною ждет,
Что позову, — и все сначала.
Но я уже на корабле.
И между мною и причалом
Вода колышется во мгле.
И не отплыть я не могу,
Она не может не остаться.
Ей жить на твердом берегу,
А мне по воле волн скитаться.
Ей нужен дом, надежный дом,
Любой — кирпичный или блочный,
И чтобы вещи в доме том Стояли правильно и прочно.
Ей нужен муж, как все мужья.
Мужчина в доме не мальчишка.
Ей вовсе не нужна сберкнижка,
Но ведь должна же быть семья.
Ей просто хочется, как всем,
Вернуться вечером с работы,
Почувствовать его заботу
И раствориться в ней совсем.
Доверить лучшее свое,
Обнять, а он в дыму, как в туче,
Весь напряженный, злой, колючий,
Молчит, как будто нет ее.
И, может, месяц или два
Ее он вновь не будет видеть.
Смотреть, как будто ненавидеть.
Она права, она права.
Я болен, я неизлечим.
Я тяжко болен стихотворством.
С тупым бессмысленным упорством
Живу я им и только им.
Нет денег, славы тоже нет.
Взамен одни ночные бденья
И бесконечные сомненья:
Поэт я или не поэт?
А вдруг себе и людям вру?
Забросить все, забыть, оставить,
Пахать, летать, заводы ставить!
Но без пера я не могу.
И потому пускай скорей,
скорее женщина уходит.
По комнате лишь сумрак бродит,
Да отзвук хлопнувших дверей.