В РОЛИ СТАНИСЛАВСКОГО

Когда я вела курс «Журналистика», одно занятие было посвящено культуре речи и распространённым речевым ошибкам. Зачастую мы воспринимаем стиль речи от нашей среды обитания и общения, не слишком задумываясь о его правильности. Либо эти наши среды обладают таким авторитетом, что мы просто копируем их стиль, так же ни о чём не задумываясь. Как следствие, то и дело звучат «я как бы думаю» или «я считаю то, что». Последнее выражение на моей памяти идёт ещё из 1990-х, но по-прежнему популярно.

речевые-ошибки
http://www.myshared.ru/slide/827187/

Но так как я много читаю и редактирую, то, помимо стиля речи, мне на глаза то и дело попадают страшные преступления против письменного русского языка со стороны самих носителей. Пару лет назад я насчитала несколько вариантов написания «потому что»: было и слитное, и через дефис, и с неправильно поставленной запятой, причём у одного и того же автора.

Каждый раз, когда я вижу обрамлённое запятыми «ведь», я пытаюсь представить, как автор будет читать это вслух. Ведь (!) любая запятая подразумевает паузу, и как тогда это должно звучать: «а они, ведь, этого не знали»?

Или обособление «вдруг»: «это, вдруг, стало таким понятным». Какие высокие цели могут оправдать нарушение базовых правил грамматики русского языка?

А эта любовь к тире, которое, как забор, вырастает всюду, где автору хочется привлечь внимание к тексту? Мало кавычек, мало просто пустого места между словами, дай поставить тире! Почему-то особенно часто оно вырастает перед «есть», где его в принципе не бывает: «счастье — есть большая ответственность перед собой». Замечу: и грамотность тоже. «Есть» и тире — вещи взаимоисключающие.

Про неразличение «не» и «ни» и их слитного и раздельного написания даже не упоминаю.

К чему это я? Язык сложен, но, если мы претендуем на некую власть над умами, придётся научиться им пользоваться. Главное, к чему человек должен стремиться, — целостность, а значит, последовательность. И если мы соглашаемся с Чеховым в его определении прекрасного в человеке, тогда сегодня, когда каждый пользователь интернета — писатель, мы должны добавить к чеховскому перечню письменную речь. Как бы не были прекрасны мысли, если они выражены безграмотно, с нарушениями базовых правил русского языка, это означает, что автор, в первую очередь, небрежен и к читателю, и к себе. Он жаждет восхищения, он даже убежден, что имеет на него право. Но мне как искушённому читателю неизменно хочется ответить словами великого современника Чехова, который, безусловно, разделял обозначенный выше взгляд на целостность:

«Не верю!»

Добавить комментарий