Памяти о.Димитрия (Смирнова)

О. Димитрий (Смирнов) на меня производил впечатление хиппового батюшки. Видя его ироничный прищур, я вполне представляла его на мотоцикле, рассекающим по просторам нашей необъятной Родины. Но он выбрал пастырское служение и «рассекал», фигурально выражаясь, по просторам дискурса о семейных ценностях.

Протоиерей Димитрий Смирнов (1951-2020)

Протоиерей Димитрий Смирнов (1951-2020)

О. Димитрию выпало служить не только во время, когда люди стали возвращаться в лоно церкви после десятилетий безверия, но и когда многие общечеловеческие ценности подверглись «ревизии». Особенно это коснулось понятий семьи и брака. То, что творится сегодня в этой сфере, осмыслить не так легко. С одной стороны, семья и брак никуда не делись, есть семьи, где счастливо растут по 7-11 детей. Семьей с 3-4 детьми уже никого не удивишь. При этом женщины бегают по тренингам «прокачивать женственность», мужчины честно соблюдают ЗОЖ и поедают фрукты, а зависимость детей от родителей в благополучных семьях только растет.

С другой стороны, есть переполненные детские дома, выношенные суррогатными матерями младенцы, которые умирают где-то на съемных квартирах, беби-боксы и вопиющие случаи, когда мать оставляет новорожденного на морозе или в мусорном баке, либо не воспитывает и не отдает в детский сад и школу. С третьей стороны подступает ювенальная юстиция и органы опеки, которым наши депутаты готовы совсем развязать руки. Огромные средства бюджета выделяются на аборты и ЭКО, зато Минфин давеча предложил сократить армию, которая слишком много ест.

И, с четвертой стороны, есть ЛГБТК, поборники прогрессивных установок, вроде безгендерного воспитания и формулировок типа «родитель 1» и «родитель 2», и движение чайлдфри, чьи апологеты не желают переполнять мир детьми.

Мы много сегодня думаем и заботимся о старшем поколении, и я совсем не хочу быть превратно понятой: мы обязаны заботиться о нем. Но у старшего поколения, в силу объективных причин, выше сопротивляемость. Они худо-бедно разобрались со своими ценностями, они трезво смотрят на мир и, если уж верят в бога, царя или героя, то готовы за это отвечать. Дети – это tabula rasa, и от того, какой взгляд на мир им привить, будет зависеть, куда пойдет и что будет делать эта новая общественная сила.

Вот и о. Димитрию приходилось нести свой пастырский долг в тех условиях, когда и взрослых, и детей «штормит», они не знают, куда прибиться. В церковь не хочется – засмеют. Остается мир – но закон мирской, что дышло, и справедливости здесь нет. А тебе еще подсовывают рассказы про батюшек-мздоимцев, про обмирщение церкви, про беспросветность жизни в России, и все это – в привычной обертке от главных производителей антироссийской пропаганды.

***

Ставшее скандальным высказывание Смирнова о «гражданских браках» указывало на известный трюизм: гражданским считается брак, заключенный в ЗАГСе, никакого другого брака нет. В нашем «свободном» обществе стало модным жить вместе без всяких свадеб и обязательств. Моя сокурсница, еще в пору учебы, обосновала необходимость «основательно вместе до свадьбы пожить» тем, чтобы «потом не перессориться из-за того, как кто пыль вытирает». На самом деле, если люди ссорятся из-за пыли, то в таких отношениях просто нет любви. И никаким «основательно пожить» это не исправить. Но нет – сожительство без обязательств нынче называют «гражданским браком» и считают чем-то вполне само собой разумеющимся, включая подмену понятий.

О. Димитрий, изъясняясь простым языком, возвращал вещам их суть, которая всегда проста. Я могу понять его отвращение к Владимиру Ильичу: ведь именно революция 1917 года, отринув традиционные ценности, привнесла в русское общество кураж свободной любви и легкого избавления от ее нежелательных последствий в виде детей. Его «акция» на празднике «Серебряного дождя» может вызвать возмущение, а может — улыбку. В моем же воображении снова рисуется байкер…

Джон Леннон (1940-1980) (trend24h.net)

Джон Леннон (1940-1980) (trend24h.net)

…я понимаю, почему однажды я охладела к Джону Леннону. Свойственный ему оппортунизм был продуктом его времени. Когда планету раздирала очередная война, он, сидя в кровати с гитарой, просил «дать миру шанс». Imagine звучала как призыв к свободному, безграничному миру, где все друг другу братья. И все бы хорошо – и не нужны людям ни религии, ни личные вещи, ни страны, ни за что не нужно ни умирать, ни убивать. Но единственное мировоззрение, которое делает это возможным, — христианство, особенно в его православном варианте. Увы, Леннону, этому великому мечтателю, казалось, что можно вообще отказаться от религии, «heaven and hell», и обрести полную свободу. Нет, истинную свободу человек все-таки обретает в Боге, а не в своей голове.

Поэтому мне так близки эти ироничные православные батюшки, да и просто умудренные жизнью, близкие к церкви хиппи 1960-1980-х. Как бы не кидала их судьба, они все возвращаются к сути вещей, но, в отличие от Леннона, не боятся ее защищать даже с кулаками. И думаю я, наблюдая за человеческими метаниями на фоне коронавируса, что мы все, так или иначе, вернемся к этой сути. Жить там, где родился, а не скитаться по миру в поисках более зеленой травы. Своей профессией служить людям, а не «искать себя» до седых волос. Создавать семью и брак как союз мужчины и женщины, а не давать детям отдельных, заменяемых родителей. И многому другому, что сегодня кажется анахронизмом, на деле же сохраняет человека и создает условия для его развития.

***

Напоследок – моя личная история, которая здесь вполне уместна. Воспитанная сильными, независимыми женщинами строгих правил, наблюдая за «свободными» отношениями 1990-х, я не вполне понимала, как это – создавать семью и «быть замужем». Неудивительно, что моя первая попытка это сделать (по всем правилам, включая ЗАГС) потерпела фиаско. Нередко в таких случаях люди «делают выводы» и больше в ЗАГС не ходят. Я же стала изучать счастливые семьи, ибо, хоть они и счастливы одинаково, а создают их совершенно разные люди. Я чувствовала, что независимость и сила женщине нужны в профессии, но в семье они мешают. И в своих поисках я наткнулась – кто бы мог подумать! – на историю «крестной мамы панк-музыки» Патти Смит. Муза фотографа Роберта Мапплторпа, поэт и музыкант, однажды она встретила Фрэда Смита, который стал ее соратником, мужем и отцом детей. И вот как она рассказывала об этом (цитирую по памяти):

«Раньше я считала, что женщина должна за что-то бороться, стоять за что-то, занимать активную позицию. А потом я встретила Фреда и поняла, что лучшая позиция для женщины – лежа на спине, и в этой позиции она может получить все, что ей нужно».

Патти Смит, поэт, музыкант (last.fm)

Патти Смит, поэт, музыкант (last.fm)

Древние религии и философские системы отождествляли женщину с Землей, а мужчину – с Небом; неудивительно, что и в христианство эти образы тоже перетекли. И настоящие женщины об этом не забывают. Мы обязательно вернемся к этой простоте, о. Димитрий, вот увидите.

Опубликовано в Я.Дзен 21 октября 2020 года: https://zen.yandex.ru/media/juliashuvalova/pamiati-o-dimitriia-smirnova-5f9028a12c1a69338e285eab?&

Добавить комментарий