Дэйв МакКин: «Зеркальная маска», искусство и реальность

Оригинальный текст: Dave McKean: MirrorMask, Art and Reality.

Мы беседовали с Дэйвом МакКином в марте 2006 года, когда он приехал в Манчестер на премьеру своего фильма «Зеркальная маска» (MirrorMask) в арт-центре «Корнерхаус». Фильм уже получил награды на фестивалях в Локарно и Сарасоте в 2005 году. Это рассказ о Хелене – девочке, которая путешествует вместе с семейным цирком, однако мечтает, как и все подростки, прорваться в «реальный» мир. Вместо этого она отправляется в путешествие по Темной Стране в поисках могущественной Зеркальной маски, чтобы спасти Королеву Света. На ее пути встречаются сфинксы, обезьяно-птицы, странные объекты, напоминающие скульптуры Генри Мура, и всесильная и опасная Королева Тьмы. По ходу фильма задачей Хелены становится не только найти Зеркальную маску, но и убежать из Темной Страны.https://zenadservices.net/custom-adv/safeframe

«Зеркальная маска» стала очередным плодом длительного сотрудничества Дэйва МакКина и Нила Геймана. Они работают вместе с 1980-х и обогатили мир одним из самых любимых и оригинальных комиксов — The Sandman («Песочный человек»). МакКин – признанный художник – создал многочисленные книжные иллюстрации, карты таро и плакаты, рекламные кампании для Smirnoff и Sony и вместе с Тимом Бёртоном работал над фильмом «Сонная лощина». Хотя «Зеркальная маска» — его первый полнометражный фильм, он уже снял несколько короткометражек. Наконец, вместе с саксофонистом Иэйном Беллами МакКин владеет звукозаписывающим лейблом для джазовых музыкантов.

«Зеркальная маска», наверное, один из самых оригинальных кинофильмов за последнее время; во всяком случае, это впечатляющее достижение для самого режиссера, который хотел перенести на экран сюрреалистичные образы, характерные для его творчества. Есть несколько причин, почему фильм снят именно в этой стилистике. С одной стороны, творчество самого МакКина формировалось под влиянием сюрреализма; с другой, сюрреалисты были увлеченными исследователями снов, и путешествие Хелены, как мы в итоге узнаем, тоже было сном.

Жанр фантасмагории был отчасти продиктован Jim Hanson Company, которая предоставила бюджет для фильма. Но вряд ли стоило ожидать чего-то слишком реалистичного от Геймана&МакКина.

«Все закончилось долгой беседой по емейлу и кухонным столом, заваленным книгами, дисками, набросками, обрывками диалогов, заметками… Я очень хотел построить город, чтобы блуждать по нему, а у Нила была идея сделать что-то подобное «Принцу и нищему».

Как объясняет Дэйв, он не хотел, чтобы действие фильма происходило только в одном месте. И так странствующий цирк стал одной из центральных метафор, углубив тему путешествий во сне. МакКину самому нравятся цирки: и роскошные представления «Цирка дю Солейл», и забавные, маленькие семейные цирки, которые путешествуют по южному побережью Англии, где живет художник. Отдельные труппы или номера – истинные сокровища, и находить их – в своем роде замечательно. Большие или маленькие, эти странствующие труппы постоянно перемещаются во времени и пространстве, чем и вдохновляют МакКина.

Чувство неприкаянности усилено саундтреком Иэна Беллами, в котором индийские и центральноевропейские мотивы переплетаются с танго, фолк-музыкой и джазом. Отчасти на фильм повлияла также образность фильмов Феллини и Бунюэля:

«Моя задача была попытаться и сделать так, чтобы вещи не выглядели буквально. Большинство фантастических фильмов сняты очень реалистично, и это грандиозное техническое достижение, конечно, но… я хотел сделать что-то небуквальное и немного абстрактное».

И это было не так трудно, поскольку МакКин точно знал, что хочет видеть:

«Вообще, бОльшая часть моей работы – это коллаж, и съемки фильма оказались тоже своеобразным коллажем, так что в этом смысле мне было легко».

Зато управляться с техникой, особенно с компьютерами, оказалось сложнее. Четыре «Мака», которые использовались для монтажа, назвали в честь участников «Битлз».

«Я был «Джоном», и все было нормально… Но нам понадобился пятый «Мак», и технический менеджер назвал его «Йоко». А дальше компьютеры просто отказались все вместе работать. «Битлз» распались!»

С начала и до конца «Зеркальная маска» исследует связи и противоречия между «реальностью» и «образом». Превосходство одного над другим часто обсуждается и неизменно интригует. Для МакКина, известного своими готическими, воздушными образами, которые присутствуют повсюду в фильме, этот вопрос представляет особый интерес. Так что же более истинно: реальность и образ, задаю я свой вопрос.

Постер к фильму "Зеркальная маска" (2005)

Постер к фильму «Зеркальная маска» (2005)

«Я думаю, большая часть моего творчества, включая этот фильм, как раз о связи с настоящим, с текущим моментом. Вот мы сейчас здесь беседуем, и мы это знаем… Но все остальное, что мы делали до этого, прошли в дверь, например, или за час, за пять до настоящего момента, — все это уже не существует. Оно есть только в нашей памяти, и с моей точки зрения, уже может быть оспорено, это уже фантазия. А то, что произойдет через несколько часов, тоже фантазия. Мы окружены этой фантазией, а еще у нас есть сны и мысли, и у вас есть ваше понимание происходящего сейчас, а у меня свое. И вот мне интересна как раз эта связь между малюсеньким ядром реальности и громадной сферой воображаемого, в котором он находится».

Тем не менее творчество МакКина всегда было связано с реальной жизнью в ее обычном понимании. Я попросила его описать тот воображаемый мир, который он, как художник, пытается создать.

«Мой творческий мир – это просто попытка осмыслить реальность. Мне не нравится искусство, основанное на научной фантастике или фэнтези, где одни гоблины, феи и космические корабли. Не вижу в этом смысла. Оно развлекает, и это нормально, но я так не могу. Мне были нужны люди, с кем я сталкиваюсь каждый день, и вот это меня интересует. Мне интересно, о чем они думают, как они думают, во что верят, чего желают или боятся. Меня вот эта сторона жизни интересует. А потом я пытаюсь взглянуть на все это по-другому, с точки зрения метафоры, сна, еще как-то, потому что отсюда открывается любопытный вид на вещи».

Постоянная эволюция и смена точки зрения неизменно стимулируют карьеру художника. Любимый проект, подчеркивает он, — всегда следующий.

«Я обожаю учиться новому, так что съемка полнометражного фильма – это грандиозное развитие. Я думаю, перестать учиться невозможно… Я очень люблю делать разные вещи. Если я долго не рисовал, а вместо этого сочинял музыку, что-то писал, снимал фильм, то, когда я возвращаюсь к рисованию, у меня всегда получается что-то более сильное, насыщенное той, другой деятельностью».

Как и можно ожидать, отдых не входит в планы Дэйва МакКина: он уже планирует несколько других проектов, «потому что запустить их – это целая уйма времени». В свою очередь, Нил Гейман работает над сценарием к голливудской экранизации англосаксонского эпоса «Беовульф», который выйдет в 2007 году. Нам же остается ждать, что плодотворное сотрудничество Геймана&МакКина принесет в будущем. Одно можно сказать определенно: это, как и всегда, будет сюр.

Юлия Н. Шувалова, март 2006 — октябрь 2020

При цитировании и/или перепечатке ссылка на автора обязательна

Примечание:

Интервью было сделано на английском в 2006 году; перевод с английского автора.

Оригинальный текст: Dave McKean: MirrorMask, Art and Reality. В пост включена аудиозапись радиопрограммы 2006 г., где прозвучало интервью.

Опубликовано в Я.Дзен 22 октября 2020 года: https://zen.yandex.ru/media/juliashuvalova/deiv-makkin-zerkalnaia-maska-iskusstvo-i-realnost-5f916eeb6dc8f92eda783f0d?&

Добавить комментарий