Рождество в Искусстве: Иосиф Обручник

Много лет назад, когда я жила в Англии, в период Адвента я путешествовала в Бирмингем и Шеффилд. В Бирмингеме я побывала на первой в своей жизни церковной службе, а в Шеффилде обнаружила несколько замечательных, необычных скульптурных композиций. Их необычность заключалась в том, что все они так или иначе акцентировали внимание на образе св. Иосифа (Обручника), который стал земным супругом Богоматери и отцом Иисуса.

Brian Fell, Nativity Group (Sheffield Cathedral, 2009)

Brian Fell, Nativity Group (Sheffield Cathedral, 2009)

В кафедральном соборе Шеффилда, в той части, которая была построена в 1966 году, в декабре 2009 года стояла уже завершенная скульптурная группа Брайана Фелла (Brian Fell). Первая часть — фигура Марии — была представлена годом ранее в рамках фестиваля Galvanize. Группа выполнена из нержавеющей стали и, пожалуй, самым непривычным (помимо материала) в ней является акцент на фигуре Иосифа. Иконографическая традиция главную роль в сцене Рождества обычно отводит Марии как Богоматери.

Josefin de Vasconcellos, The Holy Night (Manchester Cathedral, 2008)

Josefin de Vasconcellos, The Holy Night (Manchester Cathedral, 2008)

Неизвестно, знал ли Фелл что-либо о скульптуре Жозефины де Васконселос (Josefin de Vasconcellos), которая во время моего пребывания в стране располагалась в глубине Манчестерского кафедрального собора справа от алтаря, но любопытно, что и манчестерская композиция акцентирует роль Иосифа. Фелл описывает момент после появления Иисуса на свет, и наше внимание всецело сосредоточено на его земных родителях. Никак нельзя предположить, что местом действия являются ясли, поэтому вполне допустимо, что уже и Иосиф мог взять Дитя на руки. Зато манчестерская композиция недвусмысленно указывает, что действие происходит вскоре после Рождества. В ногах усталой Марии уютно расположился ягненок, который выполняет не только свою символическую функцию, но и дает понять, что Святое Семейство пребывает в Вифлееме. Положение фигуры Иосифа подчеркивает его роль опоры и защиты для Богоматери и Младенца.

Arthur de Mowbray, Nativity (Sheffield Cathedral, 2009)

Arthur de Mowbray, Nativity (Sheffield Cathedral, 2009)

Diego Velazquez, Adoration of the Magi (1619)

Diego Velazquez, Adoration of the Magi (1619)

Что примечательно, так это образ самого Иисуса у Фелла и Васконселос. Здесь иконографическая традиция разделяется, и часть её нередко изображает Младенца в яслях или на руках у Марии неприкрытым. Этой традиции верен автор деревянной скульптурной группы в соборе Шеффилда (судя по всему, Артур де Моубрэй). Оба наших скульптора примыкают к той части иконографии, где Иисус является в одеждах. Для примера посмотрим на «Поклонение волхвов» Диего Веласкеса (моделью для Младенца была его собственная дочь).

St Joseph with Jesus (Sheffield Roman Catholic Church of St Marie, 2009)

St Joseph with Jesus (Sheffield Roman Catholic Church of St Marie, 2009)

Наконец, все в том же Шеффилде мне случилось встретить еще одну скульптурную группу, которая, насколько мне известно, является довольно редкой в иконографии Рождества. Речь идет о внешнем декоре католической церкви св. Марии, где в нише стоит св. Иосиф с Младенцем на руках. Об этом свидетельствует цветущий посох, который в иконографии является символом Иосифа Обручника.

Хотя изображения Святого Семейства или отдельно Младенца Иисуса, где на первый план так или иначе выходит фигура Иосифа Обручника, не являются редкими, все же они сохраняют необычность на фоне более известных сюжетов, где в центре — Богоматерь, ясли, пастухи и волхвы. И все же само внимание к образу св. Иосифа демонстрирует не только интерес к библейской истории, но прежде всего к психологическим аспектам жизни и характера Иосифа Обручника. Вопреки широко распространенной патриархальной общественной традиции тема отцовства, образ Отца в мировом искусстве вовсе не так хорошо разработаны, во всяком случае, в сравнении с образом Матери. Это можно объяснить, разумеется, теми же общественными стереотипами в отношении мужского поведения, которые попросту не предполагали художественное исследование и детализацию мужского поведения и эмоций. И однако даже имеющиеся изображения св. Иосифа позволяют это исследование провести: мы видим проявление таких качеств, как трепетность, нежность, внимание, участие. Утверждать, что мы наблюдаем перенос современного увлечения психологией на новозаветную почву, вряд ли можно, поскольку св. Иосиф присутствовал и в изображениях Святого Семейства, и отдельно с Младенцем на протяжении всей истории христианского (библейского) искусства. Скорее, именно сегодня, когда благодаря фотографии и общественным исследованиям мы неплохо представляем себе различные аспекты отцовства, у художников есть возможность применить эти знания и осмыслить образ св. Иосифа как супруга, отца и защитника Святого Семейства.

Оригинальный пост о скульптурах в Шеффилде: http://loscuadernosdejulia.ru/2009/12/30/christmas-in-sculpture-fatherhood-of-st-joseph/

Опубликовано в Я.Дзене 7 января 2020 года: https://zen.yandex.ru/media/juliashuvalova/rojdestvo-v-skulpture-iosif-obruchnik-5e1489bd11691d00ae96e49c?&

Добавить комментарий