Блогер и Хайпер

(@Интернет)

(@Интернет)

Блогер или хайпер

Больше недели соцсети и СМИ обсуждали страшную трагедию в Коломенском проезде в Москве, где от применения сухого льда в бассейне погибли люди. Действительно, вопросов много: откуда взялась идея с сухим льдом, и почему банный комплекс не следил за происходящим — это самые очевидные. После просмотра короткого видео я, например, удивилась, что жертв так мало. Видно, что бассейн небольшой, и 25 кг сухого льда для такого помещения — действительно смертельная доза.

Ответы на эти вопросы будет искать следствие. Читатели же порталов и газет разразились гневной критикой блогеров. Короткая выжимка из цитат звучит так: «это поколение ЕГЭ», «среди блогеров нет ни одного нормального», «надо показывать детям, чтобы не подражали».

Предлагаю внести ясность и заодно использовать новый термин «хайпер» (hyper). Так вот, блогер и хайпер — это разные люди, но занимаются одним и тем же: передают информацию.

Блогер, который еще десять-пятнадцать лет назад был обычным «гражданским журналистом», понимает, что в его руках — неограниченные возможности распространения информации. У блогера имеется ниша и внятное мнение по многим вопросам. Еще у него есть репутация. И хотя на всякую старуху бывает проруха, большинство блогеров помнят, что деньги и слава иногда пахнут одинаково, а репутация зачастую не восстанавливается. А это значит, подытоживая, что у блогера есть какие-никакие ценности.

И в этом — ключевое отличие блогера от хайпера. Репутация? Ценности? Внятное мнение? Вы вообще о чем? Подписчики! Лайки! Сохранения и репосты! Комментарии! Публикации о тебе на сторонних ресурсах! Вот это жизнь, вот это счастье! И все, что происходит в этой жизни, публикуется в реальном времени. Скандалы, шопинг, секс, роды, любая катастрофа — все, что может принести отклик аудитории. Хайпер — это любимчик «желтой прессы», который понял главное: важно, не что ты рассказываешь, а как ты это делаешь.

Мой личный опыт

Я не стану утверждать, что знаю о блогах и блогинге все, но вот уже почти 14 лет я внимательно слежу за этой сферой, в том числе как автор. Я начала вести англоязычный блог в августе 2006 года. Я тогда жила в Англии, вела программу на вебрадио, но контента, которым хотелось делиться, было очень много, и не весь он подходил под радиоформат. И блог предоставил мне такие возможности, о которых я даже мечтать не могла. Достаточно сказать, что спустя всего 3 месяца меня пригласили на местное радио Би-Би-Си в качестве гостя, и я рассказывала о своем блоге и его концепции.

В феврале 2007 года я пришла работать в свое первое цифровое маркетинговое агентство. Блог и здесь мне помог, я уже разбиралась в аналитике и немного — в рекламе. Сегодня я могу сказать, перефразируя Оруэлла: я так давно слежу за этой сферой, что застала самые разные стадии развития интернет-журналистики. Когда-то и маститые журналисты презрительно фыркали, заслышав слово «блог». Насколько я знаю, у всех них сегодня есть хотя бы Твиттер, а может, Фейсбук и Инстаграм и, конечно же, блог, хотя бы как страничка на сайте теле- или радиоканала.

В 2009 году владельцы британских бизнесов и сотрудники диджитал-агентств поднимали глаза к потолку: как в интернете можно что-то продать? причем тут трафик? Сегодня до всех, наконец, дошло, что в интернете сидит покупатель, для которого можно снимать фото и видео, писать тексты и, действительно, рассчитывать на продажи. Что же касается блогеров, то для некоторых из нас — это любимое занятие, но ведь логично рассчитывать, что оно и станет источником дохода?

И вот когда это поняли рекламодатели и сами блогеры, тогда и началось самое интересное. Поначалу бизнес блогерам не платил, во всяком случае, не всегда. Году в 2007 меня пригласили на закрытую презентацию нового ролика Stella Artois. В 2008 году был аналогичный проект, но на блогеров бюджет еще не выделялся. Таким же образом я участвовала в проекте Beck’s Canvas. Идея была проста: нас приглашают на закрытые мероприятия, предлагают фуршет и «взгляд за кулисы», интервью с участниками, а в ответ ждут материалы о событии. Так блогеры стали предоставлять «медийное освещение» (media coverage).

Внимание, деньги!

Но блогеры старой школы (нам всем сегодня за 35, если не за 45) нередко имели хорошее образование, состоялись как профессионалы в одной из областей, любили писать свои тексты и проверять их. Написать грамотный лонгрид для нас — это легко. Именно такие люди создавали популярные, серьезные порталы о языке, типа Grammarly. Но мы были слишком… умными для «среднестатистического Джо» (читайте о моих мучениях с квизом для радио Би-Би-Си), на которого ориентируется бизнес.

(@https://dovga.net/)

(@https://dovga.net/)

Сегодня на сцену вышло новое поколение. У них вся жизнь — один большой трансерфинг, они передвигаются по волнам жизни, мира и интернета так, словно границ не существует никогда и нигде. Те, что есть, преодолеваются так же легко, как в рекламе кроссовок для паркура. Юные блогеры отвергают физические и социальные преграды, и они же окончательно стирают границы ценностей. Они делятся с аудиторией своей жизнью в ее мельчайших подробностях, пишут далеко не грамотные тексты, либо прибегают к помощи профессиональных копирайтеров, и — внимание! — получают за это феноменальные гонорары, которые не каждой «звезде» приснятся.

И в 2006, и в 2009, и позже я слышала причитания, что блоги — это все фуфло, они не дают ни славы, ни денег. Многие такие плакальщики хотели быстрого заработка, и да, блог как долгосрочная инициатива для этой цели не подходит. Но если есть запрос, ответ всегда приходит. И так появились хайперы.

С 2013 года я много работаю с подростками, и у меня появилась возможность наблюдать за их интересами. Вы думаете, они дома читают Шекспира и Байрона и пытаются делать свои первые переводы, как некогда я и мои (тогда еще будущие) сокурсники в МГУ? Переводы ребята делали на моих занятиях, а вот в свободное время (после школы и разных кружков и секций) они гуляли, слушали современную музыку и играли в компьютерные игры, типа «Майнкрафт». Захватить их внимание рассказом о русской истории практически невозможно; зато ролики IceBucketChallenge или выпуски с Дианой Шурыгиной они будут с большим удовольствием смотреть и даже обсуждать.

Надо понимать, что хайпер — птица дивная. Лично мне он напоминает мольеровского Мизантропа, который всегда прав. С ним согласны — это потому, что он говорит верные вещи; против него ополчаются — и он снова прав, но уже потому, что вы все — идиоты и хейтеры. А покупки, как мы знаем, делаются на эмоциях. Чтобы их возбудить, все средства хороши. И всякое последствие хайпа — тоже в плюс, даже если это происходит помимо тебя. Говорят, что аккаунт несчастного (без иронии) блогера Кати Диденко прирос на несколько сотен тысяч человек после трагедии. Я плохо понимаю, зачем люди подписываются на нее сейчас, но чисто теоретически — это будущая аудитория. Ибо жизнь продолжается, детей надо растить.

Пример статистики аккаунта в Инстаграме (https://instaved.ru/)

Пример статистики аккаунта в Инстаграме (https://instaved.ru/)

Эта невыносимая легкость слова

Девальвация ценностей и силы слова — самое глобальное последствие нашего увлечения интернетом. Каким бы успешным «серфингистом» ты не был, тебя то и дело накрывает такой волной, что устоять на ногах очень трудно. Даже имея твердую «платформу» в жизни, человек то и дело вынужден проверять свои установки и принципы.

Я поделюсь последним наблюдением об изменениях. На видео, в котором первый человек бросается в бассейн с сухим льдом, слышно задорное: «Он умер! Всё, его больше нет!» Конечно, все мы смертны, поэтому слишком серьезно относиться к этому, возможно, не стоит. Но до какого безразличия к словам надо дойти, чтобы на дне рождения звучало такое? Чтобы даже допустить вероятность такого исхода? Даже шутки ради?

Вы понимаете? Я нет. И в этом — еще одно отличие блогера от хайпера. Блогер умеет останавливаться; хайпер вообще не знает, что такое конец. Хайперы проще и увереннее зарабатывают внимание, славу и деньги. Однако долго жить в таком режиме, сохраняя психологическое и психическое здоровье, вряд ли возможно.

Запретить нельзя читать

Я все-таки уточню, что считаю Екатерину блогером и жертвой обстоятельств, усугубленных, в том числе, интересом СМИ. Но остается животрепещущий вопрос: надо ли запрещать детям мечтать о славе интернет-звезды? Разумеется, нет, да дети нас и не спросят. Однако они копируют нас, взрослых, и если мы смотрим и комментируем хайперов, именно к ним и будут стремиться наши дети. Иначе как еще им привлечь наше и так скудное внимание и оправдать наши завышенные ожидания?

А как давно пишете свои блоги вы? Каких блогеров и хайперов читаете? Объясняете ли детям разницу между теми и другими?

Опубликовано в Я.Дзене 11 марта 2020 года: https://zen.yandex.ru/media/juliashuvalova/bloger-i-haiper-dlinnaia-statia-5e679376824a2d437a815333?&

Добавить комментарий