Одиночество, искусство и гуманизм

Каспар Давид Фридрих, Странник над морем тумана

Каспар Давид Фридрих, Странник над морем тумана

В ЕГЭ по английскому языку в шаблоне для сочинения есть вводная фраза: «Сегодня все большую и большую популярность набирает проблема…» Мне не нравится сочетание «проблема набирает популярность», но в случае с одиночеством оно как нельзя лучше характеризует положение вещей.

Сегодня мы очень хорошо представляем себе «проблему» одиночества. Это неприятие нас другими, отторжение, обесценивание и предательство. Это неизбывная боль от какой-то затерянной в глубинах памяти травмы, которая заставляет избегать людей. Это постоянное ощущение, будто ты один на один с огромным миром, и твои единомышленники и верные друзья, конечно, где-то есть, только тебе не повезло быть так далеко от них…

Все перечисленное особенно остро проявляется в юности, когда мы действительно ощущаем себя один на один с миром, который нередко отличается от дивных образов нашего воображения. Обычные подростки худо-бедно переживают свой первый мировоззренческий кризис, находят друзей и создают долгосрочные профессиональные и личные союзы. Зато подобные настроения буквально захлёстывают творческих людей. Где раньше был голодный художник, там теперь художник одинокий, а с ним и сонм подражателей. И самая большая трагедия для общества и искусства в том, что истинная ценность одиночества как состояния остается непостижимой. Как следствие, непостижимым (и недостижимым) остается и счастье как личное, так и творческое. Конечным итогом увлечения одиночеством становится обесценивание опыта жизни в физическом мире со всем многообразии его противоречий. Непонимание себя, незнание своих ценностей и «предназначения высокого», отсутствие живого интереса к окружающим приводит к идее о бессмысленности нашего воплощения и любой нашей деятельности.

Когда-то и я думала, что быть одной — это ужасно; но при этом мне хотелось пребывать в уединении, чтобы заниматься любимым делом. Потом я узнала, что можно быть одиноким в окружении номинально близких людей, — и при этом не испытывать одиночества наедине с собой. И уж совсем парадоксальным для меня самой стал вывод, что одиночество непреходяще. От него невозможно избавиться. Это изначально присущее нам чувство, если прислушаться к нему, всегда точно подскажет, с кем нам по пути. Как ни странно, это именно те люди, которые знают свои границы и уважают наши. 

Увы! в массовом сознании одиночка сродни изгою, и мы предпринимаем огромные усилия, чтобы окружить себя людьми, но вместо этого нередко оказываемся в пустыне шума, выражаясь словами Элюара. Разочаровавшись в других, но не в себе, мы гордо удаляемся в «свою комнату», где «темнота не хуже», и потребуется уже личное титаническое усилие, чтобы признаться, что проблема все-таки в нас самих.

Понять суть и ценность одиночества нельзя, пока дверь нашего разума надежно заперта изнутри. Но если верно, что мы – духовные существа, пришедшие пережить свой опыт в физическом мире, тогда нам ничего не остаётся, как признать одиночество непременным условием нашего земного бытия, в течение которого мы постигаем конечность жизни.

Одиночество, где главенствуют отчуждение и неприязнь, обрекает человека на смерть как субъекта истории. Однако именно осознание неизбежности такого исхода позволяет переоценить то, с чем мы идём к людям, – равно как и все, что мы от них скрываем. И голодные, и одинокие художники заканчивают одинаково, поэтому недопустимо обесценивать творчество в настоящем, постоянно напоминая о непредсказуемости будущего. Творчество, как и звезды Маяковского, необходимо, и только следование по узкому пути беззаветного служения позволяет в конце концов выйти за рамки личного опыта и поднять творчество до тех высот, где оно станет продолжением художественной традиции и будет широко воспринято.

Кем бы ни был художник, он должен быть гуманистом. Разумеется, всякий человек способен к творчеству, поэтому речь идёт не о критериях оценки искусства, а о том, какие цели оно преследует, какие задачи ставит перед собой и решает. И если уж одиночество сегодня стало «популярной проблемой», тогда задача художника – наметить пути её решения, подтолкнуть «читателя» в том направлении, где он сможет ощутить радость приятия, единения с другими…

…чтобы вновь вернуться к себе, но уже не отрицая своё одиночество, а полностью принимая его и как естественное качество той духовной части нашей личности, которая всегда будет тосковать по своей горней обители; и как усвоенную черту нашего физического воплощения, которое даже в состоянии истинного счастья помнит об Изгнании и Предательстве.

Опубликовано в Я.Дзене 11 марта 2020 года: https://zen.yandex.ru/media/juliashuvalova/odinochestvo-iskusstvo-i-gumanizm-esse-5e68f34d5de89063a9e3e547?&

Добавить комментарий