Когда я был маленький

Юлия Н. Шувалова, 1982 год. Фото Н.М. Шувалова
Юлия Н. Шувалова, 1982 год. Фото Н.М. Шувалова

Из всего многообразия детских фотографий эта — одна из моих самых любимых. Во-первых, меня совершенно не узнать: я действительно была блондинкой с голубыми глазами. (Когда я впадаю в ступор и не могу понять элементарную вещь, я вспоминаю, что эта блондинка по-прежнему где-то там).

Кстати, Пушкин в детстве тоже был голубоглазым блондином, и это вторая причина, почему мне нравятся мои ранние детские фото.

Во-вторых, я запечатлена с фотоаппаратом, и отец смог подловить тот moment décisif, благодаря которым и получаются замечательные фотографии, как напутствовал Анри Картье-Брессон. Что именно меня так заинтересовало, сложно сказать, но неподдельный научный интерес заметно присутствует.

Ну, и в-третьих, здесь остался тот период моей жизни, когда меня коротко стригли. Не уверена, что родители были против девочки, и тем не менее носить каре я начала около пяти лет. До этого времени у меня была опрятная мальчиковая стрижка. Скорее всего, это диктовалось соображениями удобства. Однако в школу я пошла уже с каре, а в третьем классе объявила, что буду отращивать косу. С тех пор — а прошло уже больше 30 лет — я только пару раз отстригала волосы до плеч и уже никогда не возвращалась к «мальчику».

Со стрижкой была еще одна забавная история. В моем детстве девочки зачастую ходили в юбочках и платьицах. Даже когда зимой наступала пора комбинезонов, поверх брючек из-под куртки всегда выглядывал подол чего-то «женского». Но меня так не одевали: если комбинезон, то никаких юбочек! Семья любила красиво одеваться, знала толк в стиле, поэтому «из-под пятницы суббота» исключалась всегда.

И вот однажды, когда наступил момент придать моим девчоночьим космам приличный вид, мы с бабушкой пришли в районную парикмахерскую. Меня быстро взяла к себе мастер: внушительная дама в белом халате, огромных очках, с крупными волнами на белых высветленных перекисью волосах. Меня водрузили на досочку, положенную на подлокотники кресла, бабушку отправили в коридор, а мастер начала колдовать. Я видела, что она стрижет резво, но насколько коротко, понять не могла.

Следующую сцену я наблюдала в отражение в зеркале. Вызванная принимать работу бабушка всплеснула руками:

-Зачем же вы девочку так обкорнали?!

-Девочку? — мастер была искренне изумлена. — Но она же в брючках, я думала, это мальчик…

Тогда я впервые услышала поговорку «волосы не зубы — отрастут». Но решение делать каре было принято, видимо, после этого случая.

Впервые опубликовано в Я.Дзен 1 июня 2020 года: https://zen.yandex.ru/media/juliashuvalova/den-zascity-detei-kogda-ia-byl-malenkii-5ed53554cae1fa2995ef5a97?&

Добавить комментарий