Как я научилась делать радиомонтаж за 3 дня

Предыстория

Получив диплом еще и английского университета, я решила, что настал час нести культуру в массы. Почему-то именно в Англии мною овладело убеждение, что лучше всего это делать по каналам телерадиовещания. Лучшим телерадиовещателем была, разумеется, BBС. Помню, как прочла описание вакансии продюсера телепрограммы, и подумала, что с таким набором требований я точно справлюсь, хотя опыта работы у меня было кот наплакал. Это последнее обстоятельство меня вовсе не смутило, и я даже отправила резюме. Конечно, мне ответили в духе «наберитесь опыта, пожалуйста, а потом поговорим«, но дали ценный совет: пройти стажировку.

Сейчас подобные инициативы сведены практически к нулю, либо на стажировку приходят те, кто реально может остаться в Корпорации. Они и раньше не брали людей с улицы, но, видимо, я успешно «продала» свое неукротимое желание постичь азы радиовещания. И меня взяли на трехнедельную бесплатную стажировку.

Об одной из своих обязанностей — составлять вопросы для викторины — я уже рассказывала. Впрочем, начинался мой день с другого. Приходя около 9.30 утра в ньюсрум в цокольном этаже здания на Оксфорд-роуд в Манчестере (увы, здание снесли несколько лет назад), я первым делом собирала однофунтовые монеты со своей продюсерской группы и отправлялась за кофе на третий этаж. Бариста там была видная испанка. Мои коллеги заказывали, как правило, обычный кофе с молоком, но иногда это был капучино, а иногда skinny latte (по-русски — латте на молоке 2,5% жирности).

Пока я ходила туда-обратно, SBJ (старший радиожурналист) Лоренс составлял плейлист программы. Я работала на шоу Фила Вуда, которое выходило во второй половине дня. И дальше с 10 до 11 у меня было время подготовить джингл. Когда я вполне освоилась с программой и песнями, я стала укладываться в полчаса, но поначалу было не так просто.

В шоу Фила Вуда звучали шлягеры 1960-1980х гг. Именно там я услышала Арету Франклин, Петулу Кларк, Энималз, Сьюзи Кватро и многих других, кого слушаю по сей день. В момент моей стажировки радиостанция BBC GMR (Greater Manchester Radio) считало своей целевой аудиторией граждан за 55. Потом продюсера сменили, на его место пришел полноватый парень с нетрадиционной ориентацией с BBC Лидс и объявил, что аудитория помолодеет на 10 лет.

С коллегами на одном из мероприятий

С коллегами на одном из мероприятий

Как научиться звукомонтажу за 3 дня

И вот теперь, когда вы знаете предысторию, я расскажу, как я научилась делать звукомонтаж за 3 дня. Точнее, за 1 день и 2 выходных. (В конце статьи я сформулировала три урока, которые вынесла из всей этой истории).

Для тех, кто не представляет себе, что такое джингл (или конкретно — джингл для шоу Фила Вуда), объясняю: это короткие отрывки, секунд по 20-25 из 4 песен, отмеченных Лоренсом, которые мне нужно было благозвучно соединить в одноминутный трек. Соединялись они при помощи понижения и повышения звука, но сложность вызывало не это, а именно благозвучность. Даже не имея опыта, я прекрасно понимала, что «от балды» выбрать не получится. А значит, надо было

  • прослушать 4 отмеченных песни (не по одному разу, потому что я многие тогда не знала);
  • предположить, в каком порядке их поставить;
  • записать, на какой минуте звучит подходящий отрывок;
  • и потом уже заняться «делом»: скопировать эти отрывки в дорожку, добиться плавного перехода одного в другой, сохранить и положить в специальную папку — Лоренсу на утверждение.

Поскольку многие радиожурналисты были такими же, как я, гуманитариями, то великие бибисишные программисты разработали для наших нужд простенькую программку, которую они назвали RainMan. (В переводе — «Человек дождя», и многие из вас вспомнят одноименный фильм об аутисте в исполнении Дастина Хофмана). Почему программку назвали так, мне внятно никто не смог объяснить. Это была предельно упрощенная версия CoolEditPro и Adobe Audition. Функционала там хватало буквально на обработку и монтаж интервью, подводок, простеньких джинглов. Более серьезную работу в профессиональной программе выполняла девушка, которая вскоре сменила дождливую Англию на солнечную Австралию (в пределах все той же BBC).

Ознакомительный день и передача дел у меня были назначены на пятницу. Именно тогда девушка, которая до меня была на стажировке, подробно все рассказала и показала, как делать этот самый джингл. Спасибо ей: она выдала мне пошаговую инструкцию на трех страницах, с которой я сидела все выходные, воспроизводя по пунктам и в памяти все действия. В понедельник я с трясущимися руками сделала свой первый джингл под руководством Лоренса и еще одной девушки-стажера, а начиная со вторника я уже все делала сама.

Вскоре после этой стажировки я пришла на вебрадио в Манчестере, где проработала следующие два года. На BBC я тоже продолжала работать в качестве фрилансера. Огромное количество интервью было отредактировано уже в упомянутых CoolEditPro и Adobe Audition, потому что RainMan была программой для внутреннего пользования на BBC. Потом я уже использовала несколько дорожек и разные приемы работы со звуком. Становиться звукоинженером или звукорежиссером в мои планы не входило, но все технические навыки, которые позволяли осуществлять полный цикл работы над радиопрограммой, я приобрела.

Уроки истории

Из этой истории я вынесла многие уроки, которым с тех пор следую.

1.Учитесь у лучших

Если вы настолько тщеславны, что считаете себя умнее всех, успеха придется ждать долго. Да, лучший не означает самый известный или самый богатый. Лучший — это сбалансированный, последовательный. Но все-таки возможности МГУ, BBC и им подобных зачастую шире, чем у их «братьев меньших» (простите за каламбур).

2.Идите в поля

В английском языке есть выражение «throw in at the deep end» — «бросаться с головой«, «брать в оборот«. Это лучший способ научиться плавать: не барахтаться у берега, а отойти подальше и поплыть. Разумеется, под присмотром, но ближе к глубине, а не там, где мелко. Те, кто не хочет так делать, чаще всего боятся, что их засмеют, например. Возможно, кто-то и будет хохотать на берегу. Но плавать-то научитесь вы (или монтировать звук).

3.Берите ответственность на себя

Вот в чем разница между мышлением успешного человека и неудачника. Когда им дают сложную задачу, первый думает: «Как это сделать?«, а второй: «Что мне сделают, если я не смогу?» Можно сколько угодно прочитать текстов про жертв, страхи, про бедное мышление, но правда кроется в одном из этих вопросов. Я никогда в жизни не думала, что буду монтировать джинглы и интервью. Я просто пошла на стажировку, потому что мне хотелось на радио. Единственный вопрос, который у меня был, звучал: как мне это сделать? Много позже я узнала о разнице между вопросами «как» и «почему». Это не отменяет оценки рисков, например, но, если игра стоит свеч, то надо играть.

Резюме

И знаете, чем «лучшие» компании и вузы реально отличаются от всех остальных? Именно тем, что они могут взять человека без достаточных квалификаций и дать ему полную ответственность, отправив в поля. Они верят в то, что раз уж вы к ним пришли, то вы не безнадежны. Если человек сознательный, он поймет, какой карт-бланш он получил, возьмет быка за рога и найдет способ извлечь максимум выгоды. Напротив, если вы проявляете инициативу, а вам предлагают «подождать», велик шанс, что компания вам «мала».

Впервые опубликовано в Я.Дзен 31 марта 2020 года: https://zen.yandex.ru/media/juliashuvalova/kak-ia-nauchilas-delat-radiomontaj-za-3-dnia-istoriia-iz-jizni-dlinnaia-statia-5e823061ed5b9b19f3bd992f?&

Добавить комментарий