Бей, беги, замри: реакции на самоизоляцию и ее последствия

(@imvigor.info)

(@imvigor.info)

Я отношусь к той части населения, которая в эти неспокойные дни обязательно должна выйти на улицу — выгулять собаку. И в этом смысле одна из моих базовых потребностей и свобод — свобода передвижения — практически не ущемлена (хоть я бы с радостью погуляла по безлюдной Москве!) Между тем в отсутствие такой свободы кто-то предрекает пожилым людям атрофию конечностей и гангрену (как будто по квартире нельзя двигаться!), кто-то делает бизнес на выгуле питомцев (и не боится, что украдут!), а кто-то дома сыграл кошкой в боулинг (уже извинился).

Во всякой стрессовой ситуации есть три варианта действия: бороться (бить), бежать или замереть. В 2008 году я еще не слышала о таких понятиях, но наступил день, когда в течение 5 часов я прожила их все. Когда я получила травму ноги по пути на работу, я не поехала сразу в травмпункт, а пришла в офис. Мне думалось, что ничего серьезного не произошло. Я была в брюках. В течение получаса стало ясно, что нужно ехать в больницу. Коллега вызвался помочь; мне пришлось попросить его заехать ко мне домой, чтобы сменить брюки на юбку: интуиция подсказывала, что легко я уже не отделаюсь. В травмпункте сделали лангету, дали костыли и отправили на больничный. (Настоящий гипс меня еще ждал). Все это время я была в состоянии «борись», когда мысль о потере свободы передвижения и прочих «ужасах» усилием воли удерживалась на безопасном расстоянии. И вот я дома, на костылях, и мне приходит мысль сделать себе ромашкового чаю, чтобы успокоиться.

И лишь когда я поняла, что в своем нынешнем положении я не донесу чашку из кухни в комнату, осознание наступившей беспомощности обрушилось на меня, застигнув врасплох. На кухне в съемной квартире не было стола, в ближайшие недели мне пришлось бы есть стоя. Все события сложились в пазл, явив моему взору удручающую картину. Я разрыдалась. Впрочем, этап «беги» был очень коротким, потому что в гипсе и на костылях далеко не убежишь, даже в фигуральном смысле. Я притащила стул из комнаты, села посреди кухни и выпила свой чай. Мне ничего не оставалось, как принять свою новую реальность. Наступил этап «замри».

Иногда стрессовые ситуации вообще начинаются с этого этапа. Например, если у вас скоропостижно скончался родственник или друг, вы занимаетесь похоронами, а не боретесь с печальным фактом и не пытаетесь куда-то убежать от его осознания. Состояния «борись» или «беги» настигают вас потом, когда приходят сожаление, скорбь, чувство вины, и другие эмоции.

Этот этап иногда характеризуют как оцепенение и покорность обстоятельствам, а ведь Homo Sapiens обязан все время куда-то стремиться, бороться за что-то или против чего-то. Однако «большое видится на расстояньи«, а если мы все время боремся или убегаем, то рискуем в итоге оказаться в тупике. Поэтому к этапу «замри» нужно стремиться или возвращаться в него периодически. Только в состоянии относительного покоя можно найти выход или решение. Например, WhatsApp ввел ограничения на пересылку сообщений, чтобы не нагнетать обстановку.

Надо правильно понимать смысл этого «замирания». Никто не запрещает испытывать отрицательные эмоции, боль или страх. В них нельзя оставаться. Это придумали не сегодня. Уже в 18 веке журналист и писатель Сэмюэл Джонсон писал в статье о скорби примерно так: нормально испытывать скорбь, но она должна закончиться. Когда в 20 веке К.С. Льюису довелось переживать «боль утраты«, он излил ее в одноименном эссе. Психологи не зря советуют вести дневник: так мы тоже изливаем свои негативные эмоции, страхи и боль. Но важно заметить, когда «головокружение» заканчивается. Никто не хочет, чтобы вам было больно всегда.

Поэтому «замри» — это единственно нормальное состояние, в котором можно принимать взвешенные, здравые решения. Покорность обстоятельствам здесь следует трактовать лишь как невозможность влиять на то, что находится полностью вне нас. Мы не можем отменить коронавирус, пандемию, грядущий экономический кризис. Мы можем сосредоточиться на себе, своих потребностях и сильных сторонах, чтобы пережить кризис с наименьшими потерями, но для этого нужен покой. Это состояние знакомо и даосам, и любому верующему человеку, и именно в этом состоянии можно слышать интуицию, совесть и, в конце концов, голос Бога (Логоса, Вселенной, Высшего Разума, как там вы его называете). Пока мы суетимся — боремся или убегаем, — мы неизбежно совершаем ошибки. Иногда, как в случае с травмой, нас помещают в обстоятельства, когда бездействие — это единственно возможная форма деятельности. Если же вы и ваше окружение живы и здоровы, сохраняйте спокойствие.

Оно нам понадобится.

Впервые опубликовано в Я.Дзен 7 апреля 2020 года: https://zen.yandex.ru/media/juliashuvalova/bei-begi-zamri-reakcii-na-samoizoliaciiu-i-ee-posledstviia-5e8caf4e2a6dcf3fa25ae3cf?&

Добавить комментарий