Мой Лондон — 2

Ворота Британской библиотеки и статуя Исаака Ньютона (по картине Уильяма Блейка) (@Юлия Шувалова, 2013)

Ворота Британской библиотеки и статуя Исаака Ньютона (по картине Уильяма Блейка) (@Юлия Шувалова, 2013)

От Юстона такси везет меня на Фитцрой Стрит, в студенческое общежитие Лондонской Школы Экономики. Лондонский водитель обязан знать все улицы и проулки родной столицы. Ехать, оказывается, всего минут десять, но все это время вы передвигаетесь среди бешено сменяющих друг друга машин, такси и автобусов. К чему вам летающие тарелки будущего, когда у вас есть черный кэб? Из его окна, как из иллюминатора, вы наблюдаете за спешащими людьми и пролетающими вывесками. Аптека «Бутс», универмаг «Сейнсбери», паб «Герб Нортумберленда», какая-то девушка в длинном черном пальто с длинным черно-белым клетчатым шарфом вокруг шеи… Гул, шум проникают повсюду, на улице тепло, час дня, и у водителя открыто окно. Он сообщает, что, кажется, наконец-то пришла весна, — для Англии это означает, что дожди станут идти реже. Я киваю и говорю: «А вот в Манчестере вчера к вечеру пошел дождь». В груди поднимается удивительное чувство: это почти гордость, что вы, иностранец, можете говорить с англичанином об английской погоде так, словно и в ваших жилах течет кровь бриттов и англов.

Начинается моя лондонская жизнь. Две недели без семьи, в городе, который я знаю только по фотографиям и телерепортажам. Первым делом я отправляюсь по Юстон Роуд в Британскую Библиотеку. Мне выписывает билет безупречно одетый мистер де Буа. После того, как он расспросил меня о России, я нахожу возможным узнать, не француз ли он. Он кивает; правда, о корнях напоминает одна только фамилия. «Вы знаете, кто такие гугеноты?» — спрашивает он меня, старательно произнося «гугеноты» по-французски. Разумеется, я знаю. Вот один из них и был его предком.

В ББ вам все напоминает о том, куда вы пришли. В середине библиотечного пространства высится огромный куб, составленный из книжных полок. На полках, как ни странно, книги: старинные фолианты, с тиснеными золотом или потертыми корешками, все из библиотеки Георга III. По одну и ту же сторону этого куба находятся кафе на первом этаже и ресторан на втором. И тем, и другим владеет итальянец, и, собственно, вы можете зайти в “Delia” просто так, чтобы съесть бублик с креветочным салатом, к примеру. Один из бариста – чернокожий молодой человек. Своим поведением он вам напоминает героя французских или итальянских комедий. Когда же вы видите, как он перелетает от витрины к кассе, вы воображаете его в мюзиклах. Похоже, он и сам себя в них воображает. Вы натурально видите, как он поет и порхает, и «быстрой ножкой ножку бьет».

Поедая бублик, вы то и дело бросаете взгляд на слабо освещенный книжный куб и в какой-то момент трапезы ловите-таки себя на мысли, что за бренным делом вы окидываете взором сотни и тысячи веков человеческой культуры. Возможно даже, следом вы почувствуете себя грешником: как можно есть бублик с креветками, когда ваша цель – стать культурным человеком, а, стало быть, вы должны идти читать свои книги и манускрипты, которые ничуть не моложе тех, что хранятся в стеклянном кубе. И единственное, что способно вас успокоить, — это факт, что поддержание силы духа и силы тела есть взаимообразный процесс; поэтому бублик вы все-таки съедаете.

Опубликовано в Я.Дзене 23 ноября 2020 года: https://zen.yandex.ru/media/juliashuvalova/moi-london-2-5fbbbfc10b4af80149e5cbdf?&

Добавить комментарий